Игры на создание психологического комфорта

 Игры и упражнения, направленные на создание психологического комфорта, эмоционально-благополучной атмосферы в группе.

Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении.
«Клубочек» (для детей с 4 лет).
     Игра полезна в компании мало знакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задаёт любой, интересующий его вопрос участнику игры(например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.),тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задаёт свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается к ведущему. Все видят нити, связывающие игроков игры в одно целое, определяют, на что похожа фигура, узнают многое друг о друге, сплачиваются.
ЗАМЕЧАНИЕ: если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берёт при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребёнку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, - у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
«Ветер дует на…» (для детей 5-10 лет)
         Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», « кто любит животных», « кто много плачет», « у кого нет друзей» и т.д.
        Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
«Найди друга» (для детей с 5 лет)
      Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
«Секрет» (для детей с 6 лет)
        Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.), кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.
        ЗАМЕЧАНИЕ: ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
«Рукавички» (для детей с 5 лет)
        Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трёх карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
       ЗАМЕЧАНИЕ: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
«Сочиним историю» (для детей с 5 лет)
         Ведущий начинает историю: «Жили-были…», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
                                 «Утка, утка, гусь» (для детей с 4-х лет)
        Участники игры встают по кругу. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному месту.
        ЗАМЕЧАНИЕ: взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Приветствия и реверансы должны выполняться четко и громко
«Дракон» (для детей с 5 лет)
         Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник –«голова», последний «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только  «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
«Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи» (для детей с 5 лет)
         Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздаётся самое громкое рычание.
        «А кто может рычать ещё громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
        Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают чётко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.
«Поварята» (для детей с 4 лет)
          Все встают в круг это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя выпрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берёт за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо просто объедение.

«Дотронься до…» ( для детей с 5 лет)
        Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до синего». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел ведущий.
        ЗАМЕЧАНИЕ: взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
«Дружба начинается с улыбки…»(для детей с 5 лет)
         Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
«Доброе животное» (для детей с 4 лет)
          Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох все делают шаг вперед. Выдох все делают шаг назад. Вдох все делают 2 шага вперед, выдох все делают 2 шага назад. Вдох 2 шага вперёд, выдох 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое сердце. Стук шаг вперед, стук шаг назад и т.д. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе».
«Комплименты» (для детей с 4 лет)
         Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение продолжается по кругу.
       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
Некоторые дети не могут говорить комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
Если ребёнок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит сосед, скажите комплимент сами.
«На что похоже настроение?» (для детей с 5 лет)
Участники игры говорят по очереди, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твоё?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же у всей группы настроение: грустное, весёлое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
«Строим цифры» (для детей с 6 лет)
        Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: « Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроится все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т.д.)» , - дети выполняют задание.
      ЗАМЕЧАНИЕ: если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.
«Строим ответ» (для детей с 7 лет)
          Вариант предыдущей игры. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе в ответ цифру. Например: 5+2, вы построите 7; 8-3, вы построите цифру 5».
«Ворона» (для детей с 4 лет)
          Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полёт вороны и ощипывание крыльев:
        «Ворона сидит на крыше,
         Ощипывает она свои крылышки.
         Сирлалала, сирлалала!»
     Затем очень быстро и неожиданно:
          «А кто раньше сядет?»
      Затем:
           «А кто раньше встанет?»
  Кто опоздал выполнить командувыбывает из игры.
«Есть или нет» (для детей с 5 лет)
         Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки вниз и кричат «Нет»!
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбаки?
Есть ли крылья у телёнка?
Есть ли клюв у поросёнка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нём ошибки?
«Тень» (для детей с 5 лет)
       Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т.д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

«Живая скульптура» (для детей с 6 лет)
         Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребёнку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвёртый занимает любое свободное место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.
        ЗАМЕЧАНИЕ:
1.Взрослый играет роль скульптора в течение всего упражнения.
2.Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.
«Психологическая лепка» (авторская, для детей 5 лет)
         В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «морскую звезду» (можно лежа на ковре) и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» её, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая её целостности.
«Гуляем по парку» (для детей с 6 лет)
          Участники упражнение делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т.д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их название. Участники меняются ролями.
       ЗАМЕЧАНИЕ:
1.Скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать.
2.Взрослый главный эксперт, ему нравятся все скульптуры, и он их сильно нахваливает.

«Запрещенное движение»
        Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя ещё одно, своё запретное движение. Игра продолжается дальше.
        ЗАМЕЧАНИЕ: запрещенных движений может быть около 7.
«Прогулка по ручью» (авторская, для детей с 5 лет)
         На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встаёт в конце цепи.
«Гнёздышко» (для детей с 4 лет)
        Дети присели в кругу, взявшись за руки это гнёздышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает ещё одна птичка и даёт команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают. Кто не успел ведущий.
«Передай мячик» (для детей с 4 лет)
         Сидя или стоя, играющие стараются, как можно быстрее, передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил выбывает.
          ЗАМЕЧАНИЕ: усложнить упражнение можно, попросив закрыть глаза.
«Зеркало» (для детей с 5 лет)
           Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы зеркала, другая разные зверушки.
         Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
«Сиамские близнецы» (для детей с 6 лет)
         Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают одной рукой друг друга за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и две руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д.
       СОВЕТ: чтобы третья нога была «дружной» , её можно скрепить верёвочкой.
«Поводыри» (для детей с 6 лет)
      Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встаёт с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, за тем траектория и скорость движения увеличиваются. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе.
«Мышь и мышеловка» (для детей с 5 лет)
          Необходимое количество играющих 5-6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, и обнимаются за пояс это мышеловка (м.б., сеть). Водящий в кругу. Ео задача всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.
        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
1.Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышеловке.
2.Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его».
«Кораблик» (для детей с 5 лет)
         Необходимо небольшое одеяло. Количество играющих минимум 2 взрослых и ребёнок, либо 5-6 детей. Одеяло это корабль, красивый парусник. Дети матросы. Один ребёнок капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом  дать матросам команду «Бросить якорь!» , или «Стоп машина!» , или «Все наверх!» , чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.
«Качели» (для детей с 4 лет)
        В упражнении могут участвовать ребёнок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.
        Второй встаёт сзади, кладёт руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2-3 минуты.
        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку.
       Затем участники меняются местами.
«Неваляшка» (для детей с 6 лет)
        Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребёнок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными. Ему даётся команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребёнок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2-3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.
        ПРЕДУПРЕХДЕНИЕ: дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может сначала минимальной.
«Соломинка на ветру» (для детей с 6 лет)
        Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6-7 человек. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встаёт в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!» , - участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают её следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.
       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: недоверчивые и робкие дети должны сначала побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.
«Гармоничный танец» (для детей с 6 лет)
         В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (лучше надет лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом приседает, слегка отходит в стороны, вперёд, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.
        ПЕРДУПРЕЖДЕНИЕ: не допускать смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.
«Нарисуй свой страх, победи его» (для детей с 5 лет)
         До упражнения желательно поговорить с ребёнком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребёнку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования ещё раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребёнка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие ещё на более мелкие, помогите ребёнку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребёнку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большой лист бумаги, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем с ребёнком сходите и выбросьте весь мусор он вам не нужен, его увезут или сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.
        ЗАМЕЧАНИЕ: «повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении «страха» (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоумённое выражение лица ребёнка в ответ на просьбу: «Нарисуй свой страх».
«Художники натуралисты» (для детей с 4 лет)
        Для выполнения этого задания родители тоже должны поработать над своими страхами и предубеждениями.
        Возьми большой лист белой бумаги, либо кусочек старых обоев, и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставьте блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребёнку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падающие листья» , «Следы невидимых зверей» , «Фантастическая планета» , «Разноцветная мозайка» и т.д.
       ЗАМЕЧАНИЕ: после упражнения желательно хорошо помыться, вспоминая, то раскрепощение и ощущение свободы и радости, которое вы почувствовали.
       Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием и отмывать всем вместе друг друга.
«Дизайнеры» (для детей с 4 лет)
        Для игры необходимо накопить несколько непонравившихся маме по какой- то причине тюбиков губной помады. Играть можно всей семьёй и с друзьями ребёнка. Каждый получает по тюбику и ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги. В результате игры вы увидите преобразовавшиеся в своём выражении и красоте лица игроков.
       Следите, чтобы «украшали» всех, не забывайте позволять «украшать» себя.
       СОВЕТ: после игры хорошенько отмойтесь.
«Жмурки» (для детей с 4 лет)
        Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая весёлые звуки: «ку-ку» , «ля-ля» , «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только после этого снимает повязку.
        ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: следите, чтобы ребёнок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.
«Маски» (для детей с 6 лет)
        Минимальное количество участников 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остаётся в ней какое-то время, можно танцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.
       СОВЕТ: чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.
«Расскажи свой страх» (для детей с 5 лет)
        Минимальное количество участников 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то …» Затем задаёт вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.
       Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.
        ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.
«Необычное сражение» (для детей с 5 лет)
         Количество игроков не менее 2-х человек. В просторном помещении или на улице накидывается много маленьких мячей или собранных заранее высохших еловых шишек.
        Представив, что в предстоящей «битве» обязательно надо победить, участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая шишки или мячи. Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы сберечь.
        ЗАМЕЧАНИЕ: объясните, что попадание мячом или шишкой это немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.

«Рыбаки и рыбка» (для детей с 6 лет)
        Чем больше участников, тем игра интереснее и полезнее, но не менее 6.
         Два участника рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берет друг другу за руки это сеть. Рыба хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди её ждёт свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают её по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждёт свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется 2-3 раза.
        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: движения сети должны быть в меру агрессивными.
«Медвежонок» (для детей с 4 лет)
         Все встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри с закрытыми глазами. Все хором говорят (лучше петь) стихотворение и медленно движутся к центру круга:
   Медвежонок, медвежонок
   Спит в своей берлоге.
   Хоть он не опасен,
   Будьте осторожны:
   Вы такому шалуну
   Не верьте никогда.
     «Медвежонок» по окончании стишка (песенки) неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей.
«Чехарда» (для детей с 6 лет)
        Играют 3-5 участников. Один стоит на четвереньках. Следующий разбегается и пытается его перепрыгнуть. Если застрял на спине, то так там и остаётся. Следующий разбегается и прыгает на образовавшуюся кучу и так далее до последнего участника. Игра снимает мышечные зажимы, страх прикосновения и робость, укрепляет опору и расширяет свободу движений.

Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций.
«Подушечные бои» (для детей с 5 лет)
        Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племён» или «Вот тебе за …»
       ЗАМЕЧАНИЕ: игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.
«Выбиваем пыль» (для детей с 4 лет)
         Каждому участнику достаётся «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».
«Детский футбол» (для детей с 4 лет)
       Вместо мяча подушка. Играющие разбиваются на 2 команды. Взрослыйсудья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель забить в ворота гол.
       ЗАМЕЧАНИЕ: взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
«Падающая башня» (для детей с 5 лет)
      Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника штурмом запрыгнуть на неё, издавая победные крики, типа: «А-а-а» , «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.
       ЗАМЕЧАНИЕ:
1.Каждый участник может сам себе строить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
2.После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!» , «Здорово!» , «Победа!» и т.д.
«По кочкам» (для детей с 5 лет)
        Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум «лягушкам» тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.
        ЗАМЕЧАНИЕ: взрослый тоже прыгает по кочкам. Если между «лягушками» дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.
«Уходи, злость, уходи!» (для детей  с 4 лет)
       Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.
       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: следите, чтобы ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.
«Брыкание» (для детей с 6 лет)
         Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде стоящий наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий сопротивляется «нападению» и при этом громко кричит: «Нет!» Упражнение длится 2-3 минуты, затем пары меняются ролями.
        ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:
«Нападающий» давит только руками, а не телом.
Защищающийся брыкается только ногами, без помощи рук.
«Два барана» (для детей с 5 лет)
         «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг друга. Задача противостоять друг другу, не двигаясь с места. Кто сдвинулся проиграл. Можно издавать звуки «Бе-е-е».
        ЗАМЕЧАНИЕ: следите, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
«Курицы и петух»
         На скамейке «насесте» тесно стоят «курицы», крепко уцепившись ступнями. «Петух», заложив руки за спину, гордо прохаживается вокруг «насесте». Неожиданно он толкает одну из «куриц». Та должна удержаться на «насесте» , не столкнув при этом соседей. Тот, по чьей вине курицы упали, становится «петухом».
«Штурм крепости» (для детей с 5 лет)
        Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги, одеяла и т.д. все собирается в одну большую кучу). У играющих есть мяч «пушечное ядро». По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча «крепость» - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.
«Тигр на охоте» (для детей с 5 лет)
        Взрослый тигр. За ним встают тигрята. Тигр обучает детей охотиться. Тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперёд тигра, иначе получат шлепок. Тигр очень медленно выставляет вперёд ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, потом выставляет вторую ногу, вторую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно и осторожно крадётся к добыче. Сделав 5-6 таких скачков, он группируется, поджимает к груди лапу, голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, и резко прыгает, издавая громкий клич: «Ха!» Тигрята делают все это с ним одновременно.
«Жужа» (для детей с 6 лет)
       «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.
        ЗАМЕЧАНИЕ: взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными.
«Переезд» (для детей с 5 лет)
        Осмотрите помещение, где вы занимаетесь. А теперь представьте, что здесь можно изменить. Передвиньте стулья, столы все, что под силу, поменяйте местами книги, игрушки, посуду, измените всё, что можно изменить. Сделайте так, чтобы комнату было не узнать. Посидите, посмотрите, как вам больше нравится. Если было лучше, потрудитесь и верните все на свои места.
«Час тишины и час можно» ( для детей с 4 лет)
        Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т.д.
      ЗАМЕЧАНИЕ: «часы» можно чередовать, а можно устраивать в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
«Пугаемся овощами» (для детей с 5 лет)
       Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты огурец» , «А ты редиска» , «Ты морковка» , «А ты тыква» и т.д.
       ЗАМЕЧАНИЕ: прежде чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.
«Нет! Да!» (для детей с 5 лет)
        Дети свободно бегают по помещению и громко-громко кричат «Нет! Нет!». Встречаясь, заглядывают друг другу в глаза и ещё громче кричат «Нет!» , «Нет!».
        По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже «Да! Да!» , заглядывая друг другу в глаза.

Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей.
«Возьми себя в руки» (для детей с 5 лет, авторская)
        Ребёнку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
«Врасти в землю» (для детей с 5 лет, авторское)
       «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулаки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».
«Ты – лев!» (для детей с 5 лет, авторское)
         «Закрой глаза, представь льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твоё имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!»
«Просыпайся, третий глаз!» (для детей с 5 лет, авторское)
«Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоём третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз…» 6-10 раз.
«Сбрось усталость» (для детей с 5 лет, авторское)
«Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперёд, назад. А сейчас тихо тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори ещё».

«Заряд бодрости» (для детей с 4 лет)
«Сядь свободно. Вытяни вперёд руки и приготовь два пальца: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат всё!» 10 раз в одну сторону и 10 – в другую. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!» Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» - помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!»
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек.
«Дыши и думай красиво» (для детей с 5 лет, авторское)
«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
-мысленно скажи: «Я – лев» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я – птица» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я – камень» - выдохни, вдохни;
-скажи: «Я – цветок» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я спокоен» - выдохни. Ты действительно успокоишься».
«Стойкий солдатик» (Для детей с 5 лет)
«Когда ты сильно возбуждён и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты стойкий солдатик на посту, ты честно несёшь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри ещё пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»

«Замри» (для детей с 5 лет)
«Если ты расшалишься и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».
«Спаси птенца» (для детей с 4 лет)
«Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе!»
«Солнечный зайчик» (для детей с 4 лет, авторское)
«Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.



Комментариев нет:

Отправить комментарий