Здравствуйте, уважаемые читатели. Медики и
педагоги с тревогой отмечают, что современные дети ведут малоподвижный образ
жизни. Общеизвестно, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Чем
разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее
интеллектуальное развитие дошкольника. В двигательной деятельности дети активно
воспринимают новые предметы, их свойства. Чем полнее информация, получаемая
ребенком от всех органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.
Сейчас идет
активный поиск возможностей обновления и улучшения форм обучения дошкольников.
На протяжении трех лет мне все больше больше нравится идея проведения интегрированных
занятий в детском саду, которые совмещают различные образовательные области программы
с физической культурой.
На уже
имеющемся опыте я убедилась, что дети в большей степени раскрываются на данных
занятиях, охотно включаются в работу, проявляют активность и самостоятельность,
легко усваивают материал. Смена деятельности, выполнение заданий через
физические упражнения активизируют детей, увлекают, стимулируют к усвоению
материала, повышают эмоциональный отклик, формируют навыки сотрудничества,
обогащают словарный запас.
Я хочу поделится с вами организацией обучения детей математике вместе с
физическим воспитанием. Такой подход позволяет детям лучше осознать
математические представления и помогает решить проблемы двигательной активности
детей. Я считаю, что у дошкольников формирование элементарных математических
представлений необходимо осуществлять так, чтобы дети видели, что математика
существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и
отношения, свойственные предметам окружающего мира.
В своей работе применяю следующие варианты организации
обучения детей математике вместе с физическим развитием:
1.
Занятия физической культурой, наполненные математическим содержанием;
2.
Физкультурно-математические
досуги.
Возможностей
наполнения математическим содержанием занятий по ФК существует много. На физкультурных занятиях дети встречаются с
математическими понятиями:
- сенсорные
эталоны (различные по форме, цвету, величине предметы);
- счет (прямой,
порядковый, обратный), числа и цифры, состав числа;
- сравнение
предметов физкультурного оборудования (по величине, ширине, высоте, форме,
цвету, по количеству);
-
пространственные отношения (право, лево, вперед, назад, вверх, вниз, по
диагонали);
- свойства и
отношения (классификация, ориентировка во времени, элементы исследования);
- алгоритмы;
- задания на
развитие внимания, памяти, логического мышления.
Предлагая
различные упражнения, я не только добиваюсь их выполнения с должным мышечным напряжением,
но и обращаю внимание детей на разные математические отношения. Поэтому в
формулировке упражнений делаю акцент на специальные слова, побуждаю детей
использовать их в речи. Дополнительно к предметам, которые обычно используются
при выполнении физических упражнений, я использую плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, карточки с
изображением частей суток, схемы линейных алгоритмов, сенсорные дорожки,
дорожки-пазлы, карточки-символы и т.д.
Точно так же
различными двигательными упражнениями и заданиями воспитатели наполняют и
занятия по математике, позволяя детям активно двигаться почти половину занятия.
Рассмотрим второй вариант организации обучения
детей математике в комплексе с физическим воспитанием. Стимулировать
двигательную и мыслительную активность детей можно в ходе
физкультурно-математических досугов и конкурсов, которые проводятся в подвижной
форме и могут проходить в групповой комнате, в физкультурном или музыкальном
зале, на участке во время прогулки. Такие мероприятия включают в себя ряд заданий, объединенных
одной темой:
- преодоление
различных препятствий, чтобы кого-то найти или расколдовать, проявляя
сообразительность, упражняясь в быстроте, ловкости и меткости;
- задания
математического характера: правильно сосчитать что-либо, сравнить по величине
или определить форму, рассказать, где что находится в пространстве, выбрать
предмет с заданными признаками и т д.
Физкультурные
досуги часто проводятся в виде игры-эстафеты. В ходе эстафет детям также
предлагаю выполнять и математические задания во время прохождения полосы
препятствий.
В процессе
таких занятий дети не устают, так как часто меняют виды, темп, амплитуду
движений, место их выполнения, а разнообразная двигательная активность снимает
утомление, активизирует память, мышление. Интеграция процессов формирования
элементарных математических представлений и физического воспитания детей
необходима для увеличения двигательной активности дошкольников, повышения
интенсивности их интеллектуального развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий